Главная » Статьи » Материалы |
Современный шоппраймер (заводской грунт) — взгляд в будущее
Современный шоппраймер (заводской грунт) — взгляд в будущее Современные лакокрасочные покрытия, как правило, представляют собой многослойные системы материалов, предназначенных для надёжной и долговременной защиты конструкции от коррозии, возникающей вследствие взаимодействия металла с окружающей средой. Тенденция к многослойному нанесению окрасочных материалов обусловлена не только стремлением достичь гарантированной антикоррозионной защиты конструкции и обеспечения равномерной толщины сухого слоя, но и функциональными различиями каждого из окрасочных слоёв. В зависимости от заданных условий эксплуатации конструкции защитные системы могут быть разнообразны. Но, не смотря на всё это разнообразие, в широком ряде случаев можно выделить три основные типа окрасочных слоёв: грунты, промежуточные слои и финишные покрытия. Грунты являются первым слоем, наносимым на подготовленную металлическую основу, и должны обеспечить достаточную адгезию как к металлической подложке, так и к последующему окрасочному слою. Первый слой можно классифицировать как, собственно, грунт (primer), и, так называемый, заводской грунт (shop primer). Получившие своё название от английского словосочетания shop primer заводские грунты так и прижились среди специалистов, как шоппраймеры. Функции грунтов и шоппраймеров различны. Чтобы наиболее полно определить назначение и функциональные требования, предъявляемые к шоппраймерам, рассмотрим общие этапы обработки стальных листов и прокатного профиля на заводе. Сталь, поступающая с прокатных станов на обрабатывающее предприятие (завод, судоверфь и т.д.), бывает в значительной степени покрыта продуктами окисления: прокатной окалиной и ржавчиной. Стандарты по подготовке поверхности к нанесению лакокрасочных материалов требуют удаления этих окислов. Пожалуй, единственными комплексами, обеспечивающими быструю и качественную очистку стальных листов и профиля, являются различные типы автоматизированных поточных линий первичной обработки металла. На таких линиях, как правило, использующих круглую стальную или чугунную дробь, металл проходит стадию дробеструйной очистки, освобождаясь от всех видимых окислов, и приобретая определённую степень шероховатости поверхности 35-75 мкм с округлым профилем. Далее, в зависимости от технологических операций обработки металла — тепловая резка, рубка на гильотинных ножницах, изгиб на вальцах и т.д., огромное количество деталей ожидает складирование, транспортировка, установка, прогрев при подгонке, сварка и т.д. Сварочные работы нередко приводят к деформации конструкции, и одним из методов исправления сварочных деформаций является нагрев с последующей правкой. И только после этого конструкцию ожидают окрасочные процедуры. С момента прохождения стали, через линию первичной обработки металла до окраски готовой конструкции проходит много времени. Этот интервал может варьироваться от нескольких дней до нескольких месяцев. Так, например, при строительстве судов или мостов он может длиться до 8 — 12 месяцев. Разумеется, что на этот период очищенная дробеструйным методом сталь нуждается во временной или постоянной защите. Такую защиту выполняют шоппраймеры. Прежде, чем занять своё место в окрасочной системе, материалу предстоит пройти сертификацию на соответствие сварочным процедурам. После этого материалу присваиваются два сертификата: сертификат о пригодности к сварке и сертификат о допустимом уровне выделяемых при сварке газов и копоти. Сразу же после очистки поверхности стали её нужно покрыть окрасочным материалом. Нанесение шоппраймера должно осуществляться в соответствии со скоростью продвижения стальных листов по поточной линии. При нанесении шоппраймер должен обеспечить быстрое и равномерное укрытие шероховатого профиля поверхности стали. После отверждения слой шоппраймера должен выдерживать высокие механические нагрузки при изгибе металла, быть устойчивым к абразивному истиранию, воздействию высоких температур, пригодным для сварки, чему следует уделить особое внимание. Повышенные требования к сварным швам являются основополагающими факторами при сварке таких ответственных конструкций, как грузовые и балластные танки на судах, резервуары для хранения нефтепродуктов и химикатов, цистерны различного назначения и т.д. При всех этих обстоятельствах шоппраймер должен надёжно защищать поверхность металла от образования вторичной коррозии в следствие воздействия окружающей среды — кислорода, влаги, индустриальных загрязнений и пр. — на протяжении длительного времени. Пожалуй, такого широкого спектра требований не предъявляется ни к одному из слоев окрасочной системы. Что же входит в состав шоппраймеров, и каким образом достигаются столь разнообразные функциональные характеристики? Шоппраймеры, как и другие лакокрасочные материалы, состоят из связующего, пигментов, добавок и растворителей. Связующие на основе эпоксидных материалов, выполняющее функцию барьерной защиты металла, получили наибольшее распространение в данного вида ЛКМ. Связующее должно обеспечивать достаточную адгезию шоппраймера к подложке, поскольку это является определяющим фактором прочности окрасочной системы в целом. Кроме того, шоппраймер должен быть совместим с широким рядом покрытий. Применение растворителей обусловлено требованиями обеспечения хорошей смачиваемости шероховатой поверхности и быстрого высыхания свеженанесённого слоя. Это достигается добавлением в шоппраймеры большого количества растворителей, что не характерно для других окрасочных материалов. Сухой остаток, варьируется, как правило, в пределах от 20% до 30% от объёма. Толщина сухого слоя при этом должна быть минимальна (10 — 30 мкм), иначе свеженанесённый слой потребует слишком долгого интервала сушки, что скажется на эффективности работы поточной линии. Следует отметить, что большое количество органических растворителей испаряющихся при сушке шоппраймера помимо экологических проблем создаёт реальную угрозу создания взрывоопасной обстановки при определённых концентрациях паров растворителей в воздухе. Включением различных добавок в формулу шоппраймера достигается придание материалу таких свойств, как эластичность, стойкость к истиранию, пригодность к сварке и ограничение выделения дыма и копоти при тепловой резке и сварке. Пигменты, входящие в состав шоппраймера, определяют сам принцип защиты металла от коррозии: барьерная защита, пассивация или протекторная защита. Пигментами здесь могут выступать хром, цинк, оксид железа и чем выше содержание пигментов в сухом слое, тем надёжнее работает шоппраймер как антикоррозионная защита. Однако, следует отметить, что повышенное содержание пигментов может негативно сказаться на соответствии шоппраймера сварочным процедурам. Стремление к достижению тех или иных свойств шоппраймера приводит к противоречиям в их формулах и характеристиках. Последняя разработка компании International Paint — шоппраймер Interplate Zero значительно отличается от органорастворимых шоппраймеров серии Interplate и обладает целым рядом преимуществ. Interplate Zero — двухкомпонентный, устойчивый к воздействию высоких температур шоппраймер на водной основе, специально разработан в качестве заводского грунта для защиты стали в период строительства конструкций на предприятиях металлоконструкций и судостроения, пригоден для проведения скоростной сварки и отвечает современным требованиям к вторичной подготовке поверхности. Водная основа материала позволяет сделать прорыв в индустрии шоппраймеров, а именно: • Исключается проблема с взрыво- и пожаробезопасностью при нанесении материала; • Исключаются выбросы вредных паров растворителя, воздействующих на организм человека и окружающую среду; • Высокий сухой остаток 36% преподносит заказчику экономическую выгоду. Если сравнить типовой расход шоппраймеров 10-12 м2/л и 24 м2/л у Interplate Zero, то очевидно более, чем двукратное преимущество. • Высокие сварочные и антикоррозионные характеристики Interplate Zero, подтверждённые целым рядом сертификатов, Interplate Zero имеет сертификаты соответствия сварочным процедурам: Lloyd’s Register, Det Norske Veritas, Germanisher Lloid, Bureau Veritas, American Bureau of Shipping, Russian Register of Shipping, а так же сертификат на выделение газов и копоти SLV. Но что же ожидает шоппраймер после того, как он выполнит свою функцию защиты поверхности на этапе строительства, и окажется ли его защита временной, или же приобретёт постоянную форму? Ответ на этот вопрос неоднозначен, и зависит от дальнейших условий окружающей среды, в которых будет эксплуатироваться антикоррозионное покрытие. Иногда шоппраймер заканчивает свою службу, а покрытую им поверхность ожидает абразивоструйная очистка, нанесение грунта и последующих слоёв окрасочной системы. Но существует ряд систем, которые допускают нанесение последующих слоёв непосредственно на неповреждённый шоппраймер, и вся система успешно работает на протяжении длительного времени. А вот здесь можно найти герметик силиконовый момент Источник: http://anticor-directory.ru/?p=327 | |
Просмотров: 5165 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||